Этюд, посвященный памяти Льва Борисовича Портного
Предлагаем читателям сайта ознакомиться и попробовать решить этюд Максима Фёдорова, посвященный памяти выдающегося нижегородского тренера Л.Б.Портного.
Текст далее — М.В. Федоров
В день рождения Л.Б. (первый день рождения без него) просто невозможно не создать этюд с посвящением. Сразу было ясно, что этот новый этюд должен быть
- глубоким,
- поучительным,
- безупречным с точки зрения композиционных требований,
- не слишком сложным, т.е. полезным для ведущих учащихся
- с новой темой
Задумка, как мне кажется, удалась.
Сразу было решено остановиться на соотношении сил “Две дамки против четырех простых”.
Во-первых, идея давно уже сидит в мозгу, оставшись после одного давнего анализа. Он ждал своего часа несколько недель.
Во-вторых, это одно из самых трудных соотношений для композиторов: у белых лишь две единицы, что лишает белых выхода на нормальные окончания в некомпозиционных вариантах. В то же время именно в этом соотношении две дамки являются большой силой, что создает многочисленные риски побочных решений. В результате даже при готовой идее найти верную расстановку бывает нелегко. А часто ее и вовсе нет. В-третьих, это мое любимое соотношение сил в этюдах.
Попробуйте решить этюд самостоятельно, а затем проверьте свое решение!
Ход белых — белые выигрывают
1 da1!!
[с 1 ab8? все ясно – после 1…cb6 2 da7 ничью дает как 2…ab2 3 ad4 ba1 4 dh8 fg7 =, так и просто 2…gf4 =;
но почему не 1 dc3? Это полноценный ложный след: 1…fe7! (1…cd6? 2 ab8 dc5 3 ba7 cb4 4 ca5 gh4 5 ac3 x; 1…gh4? 2 ab8! cb6 3 ca1 и далее просто, возможно 3…bc5 4 ba7 cb4 5 ab8 x)
2 ag1 сильнейшее и перекликающееся с основной темой этюда
(2 cb4 ac5 3 ah6 ef6 4 he3 cd6 =; 2 ca1 gh4!! 3 ac3 cd6 4 ab8 dc5 5 ba7 cb4 6 ca5 ab2 =)
2…cd6 3 gh2 dc5 4 hg1 ed6! 5 ga7 de5! 6 ch4 ab2 =]
1…fe7 опять-таки сильнейшее
[1…gh4 2 ab8 cb6 3 ba7 ba5 4 ab8 x;
1…cd6 2 ab8 (вынужденно, но очевидно) 2…dc5 3 ba7 cb4 4 ah8! (теперь уже жертва двух не опасна) 4…gf4/gh4 5 af2! fe7 6 hg7! x – далее просто]
2 ac3!! - вот эта загадочная потеря темпа на 1-2 ходу и есть главная тема этюда, про ее глубокие причины после.
[не выигрывает 2 ag1? cd6 3 gh2 dc5 4 hg1 ed6! (4…cb4? 5 ag7/h8 x) 5 ga7 de5! 6 ah4 ab2 =; 2 ab8? ed6 =]
2…gh4 главный ход
[2…ed6 3 cb4 ac5 4 ah6 de5 5 he3 cd6 6 eh6 ~ 7 hf8, 8 fg7 x знакомый финал
2…cd6 3 ab8 dc5 4 ba7 cb4 5 ca5 gh4 6 ac3 x]
3 ag1! предупреждая движение шашкой h4
(угроза жертв после 3…cd6 ощутима и выиграть можно только так, например не выигрывает: 3 af2? cd6 4 fd4 hg3 =; 2 ab8? ed6 3 ba7 hg3 4 cb4 ac5 5 ah4 de5 =)
3…cd6 (3…ed6 4 gf2 x – ясный, но тем не менее обязательный для выигрыша ход)
4 gh2 dc5 5 hg1 cb4 6 ca5 ab2 7 ac3, 8 gf8, 9 fc5, 10 cg1 x
Дополнительно к основному этюду, предлагаются для анализа ещё несколько интересных позиций, перекликающихся с основной.
Теперь – обещанное объяснение. Поверхностная причина для потери темпа на 1-2 ходах – факт, что позиция на диаграмме 2 “точная”: диагноз ее зависит от очереди хода
Ход белых – ничья 1 ag1 cd6 и т.д. по ложному следу
Ход черных – выигрыш 1…gh4 2 ag1 и т.д. по основному варианту этюда.
Но и этот странный факт нужно объяснять.
Он основывается на том, что в этюде скрыт КВАРТЕТ БЛИЗНЕЦОВ с близкой расстановкой, но различными оценками. А вот причина расхождений оценок в каждой из них уже видна невооруженным глазом.
Первая пара близнецов
Ход черных – ничья 1…ed6 |
Ход черных – ничьи нет |
Вторая пара близнецов
Ход черных – ничьи нет! |
Ход черных – ничья 1…cb4 |
Сравнение игры в этих простых позициях и помогает понять, почему идеи проходят в одних и не проходят в других случае.
Таким образом, игра в исходном этюде разворачивается вокруг того, чтобы получить нужные (выигрышные для белых) позиции из последних четырех близнецов.
По-моему, добротный этюд, достойный посвящения великому тренеру. А как вы считаете?
Федоров М.В. 29 сентября 2017 года