Главная » Шашки в Нижнем Новгороде » Этюд, посвященный памяти Льва Борисовича Портного

Этюд, посвященный памяти Льва Борисовича Портного

30 сентября 2017 Нет комментариев Автор:

Предлагаем читателям сайта ознакомиться и попробовать решить этюд Максима Фёдорова, посвященный памяти выдающегося нижегородского тренера Л.Б.Портного.

Текст далее — М.В. Федоров

В день рождения Л.Б. (первый день рождения без него) просто невозможно не создать этюд с посвящением. Сразу было ясно, что этот новый этюд должен быть

  1. глубоким,
  2. поучительным,
  3. безупречным с точки зрения композиционных требований,
  4. не слишком сложным, т.е. полезным для ведущих учащихся
  5. с новой темой

Задумка, как мне кажется, удалась.

Сразу было решено остановиться на соотношении сил “Две дамки против четырех простых”.
Во-первых, идея давно уже сидит в мозгу, оставшись после одного давнего анализа. Он ждал своего часа несколько недель.
Во-вторых, это одно из самых трудных соотношений для композиторов: у белых лишь две единицы, что лишает белых выхода на нормальные окончания в некомпозиционных вариантах. В то же время именно в этом соотношении две дамки являются большой силой, что создает многочисленные риски побочных решений. В результате даже при готовой идее найти верную расстановку бывает нелегко. А часто ее и вовсе нет. В-третьих, это мое любимое соотношение сил в этюдах.

Попробуйте решить этюд самостоятельно, а затем проверьте свое решение!

Ход белых — белые выигрывают

Решение »

1 da1!!

[с 1 ab8? все ясно – после 1…cb6  2 da7 ничью дает как  2…ab2  3 ad4 ba1  4 dh8 fg7 =, так и просто 2…gf4 =;

но почему не 1 dc3? Это полноценный ложный след: 1…fe7! (1…cd6?  2 ab8 dc5  3 ba7 cb4  4 ca5 gh4  5 ac3 x; 1…gh4?  2 ab8! cb6  3 ca1 и далее просто, возможно 3…bc5  4 ba7 cb4  5 ab8 x)

2 ag1 сильнейшее и перекликающееся с основной темой этюда

(2 cb4 ac5  3 ah6 ef6  4 he3 cd6 =; 2 ca1 gh4!!  3 ac3 cd6  4 ab8 dc5  5 ba7 cb4  6 ca5 ab2 =)

2…cd6  3 gh2 dc5  4 hg1 ed6!  5 ga7 de5!  6 ch4 ab2 =]

1…fe7 опять-таки сильнейшее

[1…gh4  2 ab8 cb6  3 ba7 ba5  4 ab8 x;

1…cd6  2 ab8 (вынужденно, но очевидно) 2…dc5  3 ba7 cb4  4 ah8! (теперь уже жертва двух не опасна) 4…gf4/gh4  5 af2! fe7   6 hg7! x – далее просто]

2 ac3!!  - вот эта загадочная потеря темпа на 1-2 ходу и есть главная тема этюда, про ее глубокие причины после.

[не выигрывает 2 ag1? cd6  3 gh2 dc5  4 hg1 ed6! (4…cb4?  5 ag7/h8 x) 5 ga7 de5!  6 ah4 ab2 =; 2 ab8? ed6 =]

2…gh4 главный ход

[2…ed6  3 cb4 ac5  4 ah6 de5  5 he3 cd6  6 eh6 ~ 7 hf8, 8 fg7 x знакомый финал

2…cd6  3 ab8 dc5  4 ba7 cb4  5 ca5 gh4  6 ac3 x]

3 ag1!   предупреждая движение шашкой h4

(угроза жертв после 3…cd6 ощутима и выиграть можно только так, например не выигрывает: 3 af2? cd6   4 fd4 hg3 =; 2 ab8? ed6  3 ba7 hg3  4 cb4 ac5  5 ah4 de5 =)

3…cd6 (3…ed6  4 gf2 x – ясный, но тем не менее обязательный для выигрыша ход)

4 gh2 dc5  5 hg1 cb4  6 ca5 ab2   7 ac3, 8 gf8, 9 fc5, 10 cg1 x

Дополнительно к основному этюду, предлагаются для анализа ещё несколько интересных позиций, перекликающихся с основной.

Квартет близнецов »

Теперь – обещанное объяснение. Поверхностная причина для потери темпа на 1-2 ходах – факт, что позиция на диаграмме 2 “точная”: диагноз ее зависит от очереди хода

Ход белых – ничья   1 ag1 cd6 и т.д. по ложному следу

Ход черных – выигрыш 1…gh4  2 ag1 и т.д. по основному варианту этюда.

Но и этот странный факт нужно объяснять.

Он основывается на том, что в этюде скрыт КВАРТЕТ БЛИЗНЕЦОВ с близкой расстановкой, но различными оценками. А вот причина расхождений оценок в каждой из них уже видна невооруженным глазом.

Первая пара близнецов


Ход черных – ничья 1…ed6

Ход черных – ничьи нет

Вторая пара близнецов


Ход черных – ничьи нет!

Ход черных – ничья 1…cb4

Сравнение игры в этих простых позициях и помогает понять, почему идеи проходят в одних и не проходят в других случае.

Таким образом, игра в исходном этюде разворачивается вокруг того, чтобы получить нужные (выигрышные для белых) позиции из последних четырех близнецов.

По-моему, добротный этюд, достойный посвящения великому тренеру. А как вы считаете?

Федоров М.В.      29 сентября 2017 года

 

Оставить комментарий

Вы должны зарегистрироваться для комментирования этой записи.

Решаем вместе
Есть вопрос?