Этюд удался!
Автор статьи: Федоров М. В.
Этюдная композиция – самая художественная область шашечной игры. Формальные признаки этюда на рубеже XIX-XX веков были заданы тремя Александрами – Шошиным, Савельевым, Харьяновым (по моему мнению, именно в таком порядке). На примере свежеиспечённого (19.06.2021) этюда легко разобраться с содержанием терминов «ложный след», «иллюзорная игра».
Ложным следом называют единственное опровержение чёрными ложно атакующего плана.
Иллюзорная игра – вариант, претендующий на красоту, имеющий точную игру с выполнением задания и даже этюдный (экономичный) финал. Но… получается он после обмена ошибками. Сначала ошибаются белые, выпуская выигрыш, а затем черные, теряя уже реальную ничью.
Красота и экономичность игры в таком варианте вводит в заблуждение, заставляя верить, что найденный вариант и есть решение.
Опровержение чёрными иллюзорной игры, при котором они всё же достигают ничью, и называется ложным следом. Итог ложного следа – ничья (если задание «выигрыш»), либо выигрыш черных (если задание «ничья»).
Федоров М. В. 2021
Позиция смотрится будто взятой из партии.
1 bc5
(белые включили идею 2 gf2, 3 ea5 и поэтому следующие ходы черных вынуждены)
1…hg7
(1…fg7 не является композиционным вариантом – выиграть можно не только также, как в главном варианте, но и, например, 2 cd6 ab6 3 de7 gf6 4 eg5 hg7 5 eg3! x
кратчайшее, но можно и 5 gh6 gf6 6 ea5 bc5 7 ad8 fe5 8 df6 x. Словом, выигрышей много, эстетики – никакой.)
2 eb4!
(Поддержать идею удара можно только так. Главная изюминка в том, что выпускает
2 ea5? См. после основного варианта.
Не выигрывает здесь и 2 cd6? ab6 3 gh2 gf6!
(3…gh6? 4 hg3! ef2 5 de7! ~ 6 ea5 x – вот она, иллюзорная игра)
4 eh4 (лучшее) ba5 5 hd8 ab4 =)
2…gh6 (ввиду угрозы 3 gf2 – вынужденный ход) 3 be1! fg7 4 gf2! eg1 5 ea5 gb6 6 ad8 и дальше просто – везде борьба дамки с двумя простыми заканчивается старинными финалами.
Любопытна череда цугцвангов после ошибочного 2 ea5? fe7!
В это нелегко поверить, но выигрыша здесь уже нет. И важно убедиться, что это именно цугцванг: передай в этой позиции очередь хода черным – и белые легко выигрывают.
Игра распадается на два варианта. Оба хода – 3 ae1 и 3 ab4 – одинаково сильны, и оба всё-таки не выигрывают.
Первая возможность 3 ae1
(3 ac3 gf6 =; 3 ad8 ed6 =;
3 ab6 gf6! 4 bd8 fg5! 5 dh4 ed2 6 hf6 dc1 7 cd6 ab6 8 de7 ca3 9 ed8 ae7 =)
3…gf6 (вынужденно, но достаточно для ничьи)
И эта позиция – тоже цугцванг. При ходе черных комбинация неминуема. А при ходе белых –
4 ea5
(4 eb4 ab6 5 ca7 fg5 6 bf8 ed2 =;
конечно, не выигрывает 4 gf2 eg1 5 ea5 gb6 6 ad8 ab6 =;
а после 4 ec3 и 4 eh4 возникают симпатичные эхо-варианты
4 ec3 fe5! 5 cd8 ed2 6 df6 dc1 7 cd6 ab6 8 de7 ca3 =
4 eh4 fg5! 5 hd8 ed2 и т.д.)
4…fg5! (4…fe5? 5 gf2 eg1 6 ac3! x иллюзорная игра)
5 ab4 (5 ae1 gh4 или ef6 =)
5…ab6 6 ca7 gh4 или gf4 7 bf8 ed2
и выигрыша у белых нет.
Вторая возможность 3 ab4
Белые опять натянули тетиву, угрожая 4 gf2
4….ab6!
(не спасает 4…gf6? 5 be1! и белые умудрились «потерять» темп; на доске снова позиция с последней диаграммы, но уже с ходом черных, а это значит – белые выигрывают)
5 ca7 gf6 6 bf8 ed2 7 fc5 dc1
(7…de1? 8 cd4 fg5 9 ab8! eb4 10 gf2! и нормальное окончание выиграно, например, на 10…bf8 или 10 be7, или 10…ba5 – 11 fe3 и т.д.)
8 cd4 fg5 9 ab8 gh4! Обязательный ход . И окончание, хоть и сложное, но ничейное.
Есть еще один хоть и не напрашивающийся, но всё же ложный след:
Первая диаграмма
1 bc5 hg7 2 eb4! gh6 3 ba5? Выпускает!
Основной вариант: 3…hg5! 4 cd6 fg7!! 5 dc7 ab6!! 6 cb8 gf6 7 ac7 ed2 8 gf2 gf4! 9 ~ dc1 и выигрыша у белых нет.
Сам основной вариант этюда несложен. При обнаружении идеи (комбинации gf2), наверно, этюд должен быть решаем даже перворазрядником. А эстетика решения – в абсолютной строгости выжидательных ходов 2 e1-b4! и 3 b4-e1! А кому-то понравится постоянно нависающая над позицией черных комбинация и учебная игра дамки против простых в финале.