Нешаблонная атака и романтическая защита (автор Федоров М.В.)
Диаграмма 1
Предметом сегодняшнего разбора станет позиция с богатым набором атакующих и защитных идей. В позиции на диаграмме легко угадывается недавняя предыстория – черные пожертвовали шашку ради давления на фланг и прорыва. И похоже, их замысел удаётся – последним ходом черные разменялись …dc3 db4 ac3 и скоро будут в дамках. Кажется, что белым предстоит борьба за ничью. Такое первое впечатление от позиции было бы справедливо в 9 из 10 подобных позиций, но не в этой. Малозаметные нюансы позволяют белым атаковать даже двумя различными планами.
В конце разбора покажем важное нормальное окончание, которое не раз встретится в вариантах этой позиции.
Итак, две атаки. Одна – объективно сильнейшая – начинается с 1 fe3!! Вторая – хитрая и оригинальная — не так сильна, но психологически, вероятно, даже предпочтительнее – 1 fg3!
Равная игра после 1 gh6 cb2 (1…gf6? 2 fe3 x, так как нет 2…cb2 3 hg7 fh6 4 fg5 hd2 5 ea1 x)
2 fg5 ba1 3 fe3 ac3 4 ef4 ca5 5 fe5 gf6 6 eg7 hf6 7 ge7 fd6 8 hg5 =
Из этого варианта видно, что слабость у черных – это неразвитые шашки f8, g7, h8 и белые имеют ввиду комбинационные идеи на подрыв пункта f8.
Первая атака, сильнейшая.
1 fe3!! gf6! Это единственный ответ
[1…cb2? 2 fe5 fe7 (очевидно единственное) 3 gf6 eg5 4 hf6 ba1 (4…gh6 5 ef4 ba1 6 ed2 x)
5 ed4 ~ 6 ed2 ~ 7 dc3 и т.д. x;
1…fe7? 2 fe5! gf6 (2…cb2 3 gf6 eg5 4 hf6 и т.д.) 3 eg7 hf6 4 ef4 cb2 5 ed2 ba1 6 fe5, 7 dc3, gf6 x;
1…gh6? 2 gf6 fg7 (2…hg5 3 fh6 cb2 4 hg7, 5 hg5 x) 3 fe7 gf6 4 eg5 hg7 5 ed4! cg3 6 hf2 hf4 7 fe3 fd2 8 ec3 gf6 9 cd2, 10 de3 x с оппозицией]
2 ge7 fd6 3 hg5 cb2 (3…hg7? 4 gh6 gf6 5 fg5 fh4 6 hg7 ~ 7 gh8 x) 4 gh6 ba1 5 fg5 de5
В этой позиции можно просто 6 gf6 eg7 7 hf8, затем вынудить черных к отдаче простой h8 – и получить важное окончание, которое будет разобрано в конце.
Но сильнее необычное
6 ed4! ec3 7 gf6 возникло оригинальное окончание.
Диаграмма 2
Дела черных плохи: если белым удастся провести две дамки и «просто» съесть ч.п. c3 (нападением с поля d2), то окончание будет выиграно. Задача эта усложняется и делается невыполнимой черной простой h8, которая в нужный момент «бросается на амбразуру», и только она в этой позиции главный герой защиты.
7…a1-b2 (7…hg7? 8 fh8 a1-b2 9 ed2 x – проводка C1)
8 hg7
[8 cd2 bc1 =; 8 ef2 hg7! 9 hf8 cd2 =;
8 fe7 hg7! 9 hf8 ba1 (угроза упрощений 10…a3-b2, 11…cd2 =)
10 fh6 cd2!! 11 ce3 a3-b2 12 ~ bc1 =]
8…ba1 9 gf8 (9 ef2 cd2 10 ce3 a3-b2 =) 9…a1-b2 10 f6-e7
[10 ef2 hg7! 11 fh6 cd2 =;
нельзя 10 f8-e7?, 10 fd6?, 10 fc5? – 10…hg7! 11 fh8 ba1 x;
10 fh6 ba1 11 hg7 (11 ef2 cd2! =; 11 hd2 a1-b2! =) 11…a1-b2 12 gf8 ba1 13 fh6 a1-b2 и далее это топтание ч.д. будет продолжаться, а на активные действия: 14 cd2 bc1 =; 14 ef2 hg7! 15 hf8 cd2 =;
10 f8-g7 ba1 11 gh6 a1-b2 и снова пришли к той же позиции, в которой никак не получается поломать защитный механизм – редкий приём - «клетка» для дамки]
10…ba1 11 ed8 (11 fh6 a3-b2 12 ca3 hg7 13 hf8 cd2 =; 11 ef2 cd2 12 ce3 a3-b2 =)
11…hg7!! 12 fh6 cd2!! 13 ce3 ah8! (13…a3-b2? 14 df6 x) 14 da5 a3-b2! Обязательный ход 15 ed4 hc3 16 ad2 ba1 = и черные выстрадали ничью
Вторая атака (см. первую диаграмму)
1 fg3! gh6 (?)
[не допуская размен 2 gf6;
после 1…fe7? 2 gh6 gf6 3 ef2 cb2 4 fe3 ed6 5 fg5 x;
не проигрывает 1…gf6 2 ge7 fd6 3 hg5 cb2 4 gh6 ba1 5 fg5 de5 6 gf6 eg7 7 hf8 и после вынужденной жертвы черной простой h8 – снова замечательное окончание с преимуществом белых.
Положа руку на сердце, самое точное – 1…cb2!, поскольку размен 2 gf6 ведет хоть и к окончанию с лишней у белых, но совершенно бесперспективному – 2…ge5 3 fd6 ba1 4 dc7 hg7 5 cb8 gh6 и т.д.
Вероятно, на 1…cb2! психологично играть 2 ed2, провоцируя 2…gh6 – к основному варианту. В итоге вырисовывается следующий идеальный вариант с равенством
1…cb2! 2 ed2 gf6 3 ge7 fd6 4 dc3 bd4 5 hg5 dc3 6 gh6 cb2
(есть красивые необязательные варианты:
6…cd2 7 ce3 ab2 8 gh4 dc5! (8…ba1? 9 hg5! ae5 10 gf6! x) 9 fe5 cb4 10 hg5 bc3 11 ed6 ba1
12 gf6 cb2 13 de7 bc1 (13…hg7? 14 fh8 bc1 15 ed8 cf4 16 df6 x) 14 ed8 ag7 15 hf8 ch6 =)
7 fg5 de5 8 gf6 eg7 9 hf8 – совершенное равенство]
2 gf6 cb2
[2…fg7? 3 cd2 ge5 4 db4 ac5 5 fb4 x; 2…hg5? 3 fh6 cb2 4 hg5 ba1 5 fe7 fd6 6 gf6 x]
3 ed2!
Диаграмма 3
Забегая вперед, отмечу, что у черных выбор лишь из трех не совсем элементарных ничьих:
Первая: 3…fg7 4 fe5 (сильнейшее) 4…hg5 5 dc3 bd4 6 ec3 ge7 8 gf4 gf6 9 fg5 fe5 10 gh6 ed4! 11 ce5 ef6 12 eg7 hf6 =
Вторая: 3…fg7 4 fe5 ba1 5 gf4
(к тому же ведет 5 dc3 ad4 6 ec3 ge5 7 gf4 eg3 8 hf2 ->)
5…a1-b2 6 dc3 bd4 7 ec3 gg3 8 hf2 hg7 9 cd4 gf6 10 dc5 fe5 11 cb6 ed4 12 bc7 dc3 13 cb8 cd2! 14 ce3 ab2 15 ed4 bc1 16 fg3 и, например, 16…cb2 17 be5 ba3 =, но не 17…hg5?? 18 gf4 x
Третья: 3…hg5 4 fh6 ba1 5 fe7 fd6 6 hg5 de5 (6…ae5 7 gh4 eh2 8 hg7 hf6 9 gc5 – к тому же окончанию) 7 gf6 eg7 8 hf8 и снова после вынужденной отдачи простой h8 (белые для этого подведут простую g3 на g5) черные получат защищающееся окончание, знать которое необходимо.
А теперь – центральное место этой статьи. Что же приготовили белые на 3…ba1?
3…ba1? 4 fg7! hf6 5 fe5! fd4 6 dc3! db2 7 gf4 fe7 8 hg5 ed6 9 gf6 dc5 10 fe7 hg5
(10…cd4 или 10…cb4 — 11 ed8 c3 12 da5 x)
11 fh6 cd4 12 ed8 de3 13 cd2! ec1 14 dg5 x с эффектным финалом (диагр.)
Диаграмма 4
Привнесем полезный элемент в статью. Несколько раз в вариантах возникало известное с XIX века (но не всем) нормальное окончание. Оно преподается в учебниках в таком виде
Диаграмма 5
Ход белых
1 cd2 af6!
(1…a3-b2? 2 gd4 bc1 3 dh8 x;
1…ah8? 2 de3 x;
1…a1-b2? 2 de3 bc1 3 fg5 x)
2 fg5 (2 de3 fh4 3 hg7 ab2 =) 2…fh4 3 gd4 he1! 4 d2-e3 eb4
Этим маневром черные остановили простую h6 – 5 hg7 bf8 6 gh8 fh6 =
На остальные ходы следуют характерные нападения черной дамкой на висячую в центре доски белую простую. Самый длинный вариант в смысле атаки: 5 de5 bc5 6 e3-f4 ce7 (можно и иначе) 7 ea1 ed6 8 fg5 de7 и т.д.
Между прочим, кроме 3…he1! возможно и 3…he7! – идеи те же.
Ход черных.
Ясно, что нельзя 1…ac3? 2 cd2 ec1 3 gd4 и т.д., 1…af6? 2 fg5 fh4 3 hg7 и т.д. – это уже выигрышные нормальные окончания из других опер.
На 1…a1-b2 можно опять сразу сдвигать 2 cd2 и черные должны ходом 2…bf6! свести к главному варианту при ходе белых. Но нельзя 2…ba1? 3 de3 a3-b2 4 hg7 bc1 5 gh8 cb2 6 fe5 bf6 7 hc3 x
Таким образом, лучше всего черным отправиться в противоположный конец большака
1…ah8. Здесь необходимо передать очередь хода, то есть добиться той же позиции, но с ходом черных. Тогда черная дамка вынуждена будет сходить на a1 или b2 и белые сдвинут простую c1, вынуждая черных отбарабанить единственную ничью
Передача темпа достигается таким, например, способом.
2 ga7 hb2
(2…ha1 3 ac5! ah8 4 cg1 – очередь хода передана)
3 ab6 ba1 (3…bh8 4 bg1 – очередь хода передана)
4 bc5! ah8 5 cg1 – и снова очередь хода передана черным, они ходят 5…ha1 или 5…hb2,
далее 6 cd2! f6! и черные демонстрируют (если демонстрируют) свои знания нормальных окончаний.
В таком примерно виде окончание кочует из книги в книгу. Однако, если самая «высокая» белая простая еще не ушла на h6, то можно проверить и попытаться запутать черных в таком еще построении:
Диаграмма 6.
Ход белых
1 cd2! ag7! А здесь обязательный ход только такой
[1…a3-b2? 2 gd4 bc1 3 dh8 x;
1…ah8? 2 de3 x;
1…a1-b2? 2 de3 bc1 3 gh6! ab2 4 gh2 ba1 5 ed4! x]
2 gh6 свести к вариантам диаграммы 5 – лучший шанс.
[2 de3 gh6!
(чуть длиннее 2…gf8 3 fe5 fb4!
(3…fe7? 4 ef4 eh4 5 gd4 x; 3…fh6 4 gf6 и 5 gd4 )
4 gf6 bc3 (a5, e1) и т.д. =)
3 gf6 ab2! = (3…hf8? 4 fe5 fh6 5 fe7 ~ 6 gd4 x) ]
2…gf6! Почему этот ход при таком построении обязателен – уже разобрано. Далее см. диагр. 5
Ход черных
1…a1-b2 2 cd2 и черные должны либо 2…bg7 – см. главный вариант диагр. 6 при ходе белых, либо 2…ba1 3 gh6 – см. главный вариант диагр. 5 – 3…af6! и т.д.
1…ah8 2 gh6 (лучшее – свести к диагр. 5) 2…ha1 (hb2) 3 cd2 f6! и так далее
1…ag7 2 gh6 и здесь лучшее, кажется, перевести игру к диагр. 5. Впрочем, можно продвигать несколько безразличных ходов и снова попытаться получить диаграмму 6 при ходе белых
Важно то, что попытка «пощупать» соперника в этих новых идеях не отменяет проверки в старых – тяжёлый выбор «где искать соперника» не стоит. При успешном преодолении экзамена белые переводят игру на старые рельсы и «экзамен» будет продолжен.