О предшественниках, о развитии идей и о процессе создания этюда
Автор статьи — Фёдоров М. В.
Этюдист-композитор способен (но обычно не любит) раскрывать процесс создания нового произведения. Часто новый этюд становится результатом обработки идей, мелькавших, но нереализованных в практической партии. Иногда – идей, родившихся во время анализа партии. Ещё реже – как попытка углубления уже известного этюда или объединения двух этюдов в один.
Часто автор не желает раскрывать кухню творческого поиска потому, что пропадает «загадка» рождения и будут раскрыты некоторые творческие секреты. Процесс создания этюда превратится в рутину, всё станет понятно и неинтересно.
Про два основных метода («разведки» и «наращивания») уже было сказано в специальной литературе по композиции и окончаниям. На практике эти методы варьируются, чередуются и по-разному сочетаются, так что в чистом виде этих методов нет. В калейдоскопе мелькающих вариаций одной темы постепенно выделяются перспективные позиции. Дальнейшая работа нацелена на объединение разных идей в одном произведении, ликвидацию побочных решений, нерешаемостей, дуалей, и, наконец, на усложнение — под этим подразумевается неочевидность верных ходов и увеличение числа «ложных следов». («Ложный след» — это мнимое решение, которое опровергается строго единственными ходами). Понятно, что среди множества «ложных следов» нащупать единственно правильное решение особенно трудно.
В современном мире этюдная композиция переживает не лучшие времена. Не слышно, чтобы проводились конкурсы составления этюдов, да и конкурсы решения тоже. Последнее сообщение в форуме «Новые этюды» на сайте shashki.com – 10 апреля аж 2011 года. И это необъяснимо, так как программы дают мощнейший инструментарий по проверке вариантов на композиционность (т.е. единственность решающих ходов, отсутствие дуалей и нерешаемостей). За человеком остаётся только процесс рождения идеи и её вариаций. И самое «человеческое» — селекция черновых вариаций путём выбора решения по эстетическим критериям (исходя из разнообразия идей, их оригинальности и лаконичности, неочевидности вступления) и привлекательности начальной расстановки этюда.
Относительно простую историю создания нового этюда (07-09.09.2020 г.) предлагаю в этой статье.
В.И. Шошин «Шашки» 1899
(В пятитомнике Л. Витошкина — № 135 в 4 томе)
1 fh6 eh4 (1…dc1 2 be3 и 3 hd2 x) 2 ae1 hf6 3 hg5 fh4 4 bd8 x
Два композиционных варианта. Этот этюд – родоначальник темы. Идеей заинтересовался младший брат Василия Шошина – Александр. Александр Иванович Шошин (1878 – 1906) наряду с ещё двумя Александрами – Харьяновым (1879 – 1919) и Савельевым (1876 – 1937) стал основоположником современной школы этюдной композиции. Именно эта троица задала высоту планки художественных критериев и сформулировала современные формальные требования к жанру «этюд».
Александр уменьшил (качественно) число белых сил и выбрал следующий подход к теме.
А.И. Шошин «Нива» 1901
(В пятитомнике Л. Витошкина такого этюда нет, в книге «Русские шашисты: Саргин, Бодянский, Шошин» — № 33 на стр. 125)
1 cd8 fg1 (1…fh4 2 be5 hf2 3 ef4 x) 2 ba7! ef2 3 dh4 fe1 4 cd4 x
Нетрудно убедиться, что по нынешним требованиям эта позиция этюдом не является – в ней всего один композиционный вариант (разветвление 1…fh4 имеет неэкономичный финал и потому некомпозиционное). По современным требованиям КР (композиционных разветвлений) должно быть не менее двух. Видимо, это и стало причиной невключения позиции в пятитомник-антологию Л. Витошкина.
Впрочем, в том же году Александр Шошин опубликовал еще одну позицию с той же идеей.
А.И. Шошин «Шашки» 1901
(В пятитомнике Л. Витошкина — № 541 в 3 томе)
1 cd8 fe1 (1…gh2 2 cg1 he5 3 dc7 eb8 4 gh2 x) 2 dh4 и 3 af2 x
Два композиционных разветвления.
Эти два этюда стали предшественниками двух этюдов автора этой статьи, которые были опубликованы в форуме «Новые этюды» на сайте shashki.com 1 апреля 2011 года.
М. В. Федоров Сайт shashki.com Форум «Новые этюды» 2011
1 ba7! gh2 (1…ef2 2 db6 x – не КР, неэкономичный финал)
2 ab8 hg1 (2…ef2 3 ba7 fe1 4 da5 eb4 5 ac3/d2/e1 x нестрогость взятия не уничтожает КР, финал экономичен)
Получилась позиция после первого хода первого из этюдов А.И. Шошина
3 ba7 ef2 4 dh4 fe1 5 cd4 x
Два КР, этюд зарегистрирован
М. В. Федоров Сайт shashki.com Форум «Новые этюды» 2011
1 ed8 fg3 (1…fg1 2 dh4 gb6/a7 3 fh6 e3 4 h4-g5! x – симпатично)
2 fc5! fg1 (2…fe1 3 cb6 ec7 4 db6 gh2 5 bg1 x)
3 ca7 g3-f2 4 dh4 fe1 5 cd4 x
Форумчане обнаружили перестановку (частное побочное решение – ЧПР):
Вместо 3 ca7 возможно 3 c3-d4 g3-f2 4 dh4 fe1 5 ca7 x с тем же финалом. Такого род дефект не уничтожает КР, но сильно снижает его оценку. Три КР, в том числе одно дефектное. Этюд зарегистрирован.
На днях снова попался на глаза родоначальник темы – этюд Василия Шошина. Три дамки – очень большая сила, она позволяет существенно усилить чёрных позиционно и тем самым добавить удивления решателю (не секрет, что эстетическое восприятие шашек на две трети основывается на удивлении). Мало-помалу началось варьирование идеи. Фантазия была первоначально такая (дамки на бортах естественны для практической игры).
1 da5 e3-d2 2 fh6 и т.д. (2 ef4? eh4 и 3…hf6 =)
Но в случае 1…eh4 2 fc5 hf2 3 ef4 x возникал лишь некомпозиционный вариант – значит, этюда нет.
Следующей мыслью было переставить белую дамку f8 на g7, а чтобы не было выигрыша в два хода (eg3 и gf6) – «подвесить» белую дамку d8; для возможности хода ею на a5 и при этом во избежание элементарного выигрыша есть только одно поле – c7.
Казалось бы, уже кое-что… И вид весьма эстетичен.
1 ca5 eh4 (1…e3-d2 2 gh6 x) 2 ad8 he1 3 eg3, 4 gf6 x
Ну так что же, два КР ? Ан нет… В варианте 1…e3-d2 вместо 2 gh6 возможно 2 ef4 x и то, что выпускало в предыдущей позиции, теперь тоже выигрывает. Такой случай перестановки – снова частное побочное решение (ЧПР), но его удельный вес настолько велик (ЧПР на 2-ом ходу), что, по моему мнению, он уничтожает данное КР. Значит, от решения осталось только одно КР и этюда нет (такие позиции – с точным решением, но не дотягивающие до этюда по формальным признакам, классифицируются как этюдные окончания).
Попытка спасти позицию на диаграмме, переставив белую дамку g7 на f8, приводит к «замене шила на мыло» — теперь после 1 ca5 уже вариант после 1…eh4 теряет композиционность – необходимо 2 fc5 hf2 3 ef4 x – неэкономичный финал.
Казалось бы, поиск зашёл в тупик. Но тут при показе этой проблемы удачно пошутил Д. Кузмичев:
«1 ca5 e3-f2 и здесь вместо 2 ec3 x можно 2 eg3, 3 gс3 x – экономичный финал!»
Конечно, здесь подмена целей: для композиционности важен не только и не столько экономичный финал, сколько единственность всех ходов белыми в разветвлении. Само наличие двух разных выигрывающих ходов в любой момент сразу уничтожает композиционность варианта
Тогда пришла мысль переставить дамку e5 на d6 – при этом происходит «убийство трёх зайцев»:
1) исчезает двойной выигрыш на 1…e3-f2,
2) исчезает двойной выигрыш на 1…e3-d2.
3) совершенно новые идеи требуются для выигрыша при 1…eh4
И вот что получилось в итоге.
М.В. Федоров 2020
1 ca5
1…e3-d2 2 df4 dc1 3 gh6 x – 1-ое КР
1…e3-f2 2 dg3! fh4 3 gc3 x – 2-ое КР
Несложно 1…e1-f2 2 ae1 fh4 3 dc5 x – не КР
Но самое интересное:
1…eh4 2 dc5! hf2 3 ca3 fh4 (единственный ход: 3…fg1 4 ae1 x)
4 ad8! he1 5 db6! e1-f2 (5…e3-d2 6 ac1 x) 6 ab2!! x
Удивительный вариант. Однако он даже не является КР, так как белые в состоянии затягивать решение на чётное число ходов, например 4 ac5 hf2, повторяя позицию (после 2-ого хода) или 5 da5 eh4 – повторяя позицию (после 3-го хода).
Поэтому в этом этюде всё же два композиционных разветвления.
Ещё одна маленькая ремарка – столбнячная идея 6 ab2!! не проходит раньше, на 3-ем ходу: на 3 ac3? последует 3…fe1!! =: белые не могут пойти 4 gf8, так как им надо бить…
Надеюсь, на этом (несложном) примере мне удалось донести содержание понятий «композиционное разветвление» (КР), «частное побочное решение» (ЧПР), дуаль, перестановка. Наконец, на примере демонстрируется, в чём отличие этюда от этюдного окончания – например, в последнем этюде позиция после 1 ca5 eh4 классифицируется как этюдное окончание – игру белые вольны затянуть на сколько угодно ходов, но путь к победе лежит лишь через единственное матовое построение. Также к этюдным окончаниям относят и «недоэтюды» с единственным КР. К нормальным же окончаниям относятся дамочные окончания без строгости в способах достижения выигрыша.