Главная » Шашки в Нижнем Новгороде » О предшественниках, о развитии идей и о процессе создания этюда

О предшественниках, о развитии идей и о процессе создания этюда

11 сентября 2020 Нет комментариев Автор:

Автор статьи — Фёдоров М. В.

Этюдист-композитор способен (но обычно не любит) раскрывать процесс создания нового произведения. Часто новый этюд становится результатом обработки идей, мелькавших, но нереализованных в практической партии. Иногда – идей, родившихся во время анализа партии. Ещё реже – как попытка углубления уже известного этюда или объединения двух этюдов в один.

Часто автор не желает раскрывать кухню творческого поиска потому, что пропадает «загадка» рождения и будут раскрыты некоторые творческие секреты. Процесс создания этюда превратится в рутину, всё станет понятно и неинтересно.

Про два основных метода («разведки» и «наращивания») уже было сказано в специальной литературе по композиции и окончаниям. На практике эти методы варьируются, чередуются и по-разному сочетаются, так что в чистом виде этих методов нет. В калейдоскопе мелькающих вариаций одной темы постепенно выделяются перспективные позиции. Дальнейшая работа нацелена на объединение разных идей в одном произведении, ликвидацию побочных решений, нерешаемостей, дуалей, и, наконец, на усложнение — под этим подразумевается неочевидность верных ходов и увеличение числа «ложных следов». («Ложный след» — это мнимое решение, которое опровергается строго единственными ходами). Понятно, что среди множества «ложных следов» нащупать единственно правильное решение особенно трудно.

В современном мире этюдная композиция переживает не лучшие времена. Не слышно, чтобы проводились конкурсы составления этюдов, да и конкурсы решения тоже. Последнее сообщение в форуме «Новые этюды» на сайте shashki.com – 10 апреля аж 2011 года. И это необъяснимо, так как программы дают мощнейший инструментарий по проверке вариантов на композиционность (т.е. единственность решающих ходов, отсутствие дуалей и нерешаемостей). За человеком остаётся только процесс рождения идеи и её вариаций. И самое «человеческое» — селекция черновых вариаций путём выбора решения по эстетическим критериям (исходя из разнообразия идей, их оригинальности и лаконичности, неочевидности вступления) и привлекательности начальной расстановки этюда.

Относительно простую историю создания нового этюда (07-09.09.2020 г.) предлагаю в этой статье.

В.И. Шошин «Шашки» 1899
(В пятитомнике Л. Витошкина — № 135 в 4 томе)

1 fh6 eh4 (1…dc1  2 be3 и 3 hd2 x) 2 ae1 hf6  3 hg5 fh4  4 bd8 x

Два композиционных варианта. Этот этюд – родоначальник темы. Идеей заинтересовался младший брат Василия Шошина – Александр. Александр Иванович Шошин (1878 – 1906) наряду с ещё двумя Александрами – Харьяновым (1879 – 1919) и Савельевым (1876 – 1937) стал основоположником современной школы этюдной композиции. Именно эта троица задала высоту планки художественных критериев и сформулировала современные формальные требования к жанру «этюд».

Александр уменьшил (качественно) число белых сил и выбрал следующий подход к теме.

А.И. Шошин «Нива» 1901
(В пятитомнике Л. Витошкина такого этюда нет, в книге «Русские шашисты: Саргин, Бодянский, Шошин» — № 33 на стр. 125)

1 cd8 fg1 (1…fh4  2 be5 hf2  3 ef4 x) 2 ba7! ef2  3 dh4 fe1  4 cd4 x

Нетрудно убедиться, что по нынешним требованиям эта позиция этюдом не является – в ней всего один композиционный вариант (разветвление 1…fh4 имеет неэкономичный финал и потому некомпозиционное). По современным требованиям КР (композиционных разветвлений) должно быть не менее двух. Видимо, это и стало причиной невключения позиции в пятитомник-антологию Л. Витошкина.

Впрочем, в том же году Александр Шошин опубликовал еще одну позицию с той же идеей.

А.И. Шошин «Шашки» 1901
(В пятитомнике Л. Витошкина — № 541 в 3 томе)

1 cd8 fe1  (1…gh2  2 cg1 he5  3 dc7 eb8  4 gh2 x) 2 dh4 и 3 af2 x

Два композиционных разветвления.

Эти два этюда стали предшественниками двух этюдов автора этой статьи, которые были опубликованы в форуме «Новые этюды» на сайте shashki.com 1 апреля 2011 года.

М. В. Федоров Сайт shashki.com Форум «Новые этюды» 2011

1 ba7! gh2 (1…ef2  2 db6 x – не КР, неэкономичный финал)
2 ab8 hg1 (2…ef2  3 ba7 fe1  4 da5 eb4  5 ac3/d2/e1 x нестрогость взятия не уничтожает КР, финал экономичен)

Получилась позиция после первого хода первого из этюдов А.И. Шошина

3 ba7 ef2  4 dh4 fe1  5 cd4 x

Два КР, этюд зарегистрирован

М. В. Федоров Сайт shashki.com Форум «Новые этюды» 2011

1 ed8 fg3 (1…fg1  2 dh4 gb6/a7  3 fh6 e3  4 h4-g5! x – симпатично)
2 fc5! fg1 (2…fe1  3 cb6 ec7  4 db6 gh2  5 bg1 x)
3 ca7 g3-f2  4 dh4 fe1  5 cd4 x

Форумчане обнаружили перестановку (частное побочное решение – ЧПР):

Вместо 3 ca7 возможно 3 c3-d4 g3-f2  4 dh4 fe1  5 ca7 x с тем же финалом. Такого род дефект не уничтожает КР, но сильно снижает его оценку. Три КР, в том числе одно дефектное. Этюд зарегистрирован.

На днях снова попался на глаза родоначальник темы – этюд Василия Шошина. Три дамки – очень большая сила, она позволяет существенно усилить чёрных позиционно и тем самым добавить удивления решателю (не секрет, что эстетическое восприятие шашек на две трети основывается на удивлении). Мало-помалу началось варьирование идеи. Фантазия была первоначально такая (дамки на бортах естественны для практической игры).

1 da5 e3-d2  2 fh6 и т.д. (2 ef4? eh4 и 3…hf6 =)
Но в случае 1…eh4  2 fc5 hf2  3 ef4 x возникал лишь некомпозиционный вариант – значит, этюда нет.

Следующей мыслью было переставить белую дамку f8 на g7, а чтобы не было выигрыша в два хода (eg3 и gf6) – «подвесить» белую дамку d8; для возможности хода ею на a5 и при этом во избежание элементарного выигрыша есть только одно поле – c7.

 

Казалось бы, уже кое-что… И вид весьма эстетичен.

1 ca5 eh4 (1…e3-d2  2 gh6 x)  2 ad8 he1  3 eg3, 4 gf6 x

Ну так что же, два КР ? Ан нет… В варианте 1…e3-d2 вместо 2 gh6 возможно 2 ef4 x и то, что выпускало в предыдущей позиции, теперь тоже выигрывает. Такой случай перестановки – снова частное побочное решение (ЧПР), но его удельный вес настолько велик (ЧПР на 2-ом ходу), что, по моему мнению, он уничтожает данное КР. Значит, от решения осталось только одно КР и этюда нет (такие позиции – с точным решением, но не дотягивающие до этюда по формальным признакам, классифицируются как этюдные окончания).

Попытка спасти позицию на диаграмме, переставив белую дамку g7 на f8, приводит к «замене шила на мыло» — теперь после 1 ca5 уже вариант после 1…eh4 теряет композиционность – необходимо 2 fc5 hf2  3 ef4 x – неэкономичный финал.

Казалось бы, поиск зашёл в тупик. Но тут при показе этой проблемы удачно пошутил Д. Кузмичев:

«1 ca5 e3-f2 и здесь вместо 2 ec3 x можно 2 eg3, 3 gс3 x – экономичный финал!»

Конечно, здесь подмена целей: для композиционности важен не только и не столько экономичный финал, сколько единственность всех ходов белыми в разветвлении. Само наличие двух разных выигрывающих ходов в любой момент сразу уничтожает композиционность варианта

Тогда пришла мысль переставить дамку e5 на d6 – при этом происходит «убийство трёх зайцев»:

1) исчезает двойной выигрыш на 1…e3-f2,
2) исчезает двойной выигрыш на 1…e3-d2.
3) совершенно новые идеи требуются для выигрыша при 1…eh4

И вот что получилось в итоге.

М.В. Федоров   2020

1 ca5
1…e3-d2  2 df4 dc1  3 gh6 x – 1-ое КР
1…e3-f2  2 dg3! fh4  3 gc3 x – 2-ое КР

Несложно 1…e1-f2  2 ae1 fh4 3 dc5 x – не КР

Но самое интересное:
1…eh4  2 dc5! hf2  3 ca3 fh4 (единственный ход: 3…fg1  4 ae1 x)
4 ad8! he1  5 db6! e1-f2  (5…e3-d2  6 ac1 x) 6 ab2!! x

Удивительный вариант. Однако он даже не является КР, так как белые в состоянии затягивать решение на чётное число ходов, например 4 ac5 hf2, повторяя позицию (после 2-ого хода) или 5 da5 eh4 – повторяя позицию (после 3-го хода).

Поэтому в этом этюде всё же два композиционных разветвления.

Ещё одна маленькая ремарка – столбнячная идея 6 ab2!! не проходит раньше, на 3-ем ходу: на 3 ac3? последует 3…fe1!! =: белые не могут пойти 4 gf8, так как им надо бить…

Надеюсь, на этом (несложном) примере мне удалось донести содержание понятий «композиционное разветвление» (КР), «частное побочное решение» (ЧПР), дуаль, перестановка. Наконец, на примере демонстрируется, в чём отличие этюда от этюдного окончания – например, в последнем этюде позиция после 1 ca5 eh4 классифицируется как этюдное окончание – игру белые вольны затянуть на сколько угодно ходов, но путь к победе лежит лишь через единственное матовое построение. Также к этюдным окончаниям относят и «недоэтюды» с единственным КР. К нормальным же окончаниям относятся дамочные окончания без строгости в способах достижения выигрыша.