Главная » Статьи » Настольные игры » Первые шаги в обучении шахматной игре

Первые шаги в обучении шахматной игре

21 января 2012 Комментарии отключены

Все учебники примерно одинаково формально описывают первые шаги в обучении шахматам: показаны шахматная доска, шахматные фигуры, описаны их функции – и можно начинать игру. На наш взгляд, дело обстоит гораздо сложнее: первые занятия нуждаются в детализации и последовательности освоения правил игры.
Знакомство с шахматной доской происходит быстро и просто, а с введением всех фигур в игру торопиться не следует.
Шахматная доска
В первую очередь следует изучить поведение пешек. На первом уроке следует расставить по своим местам на шахматной доске только пешки (2-я и 7-я горизонтали), а также рассказать ученику об их функциональных способностях и приступить к игре.
Игра идет на истребление пешек. Побеждает тот, у кого в итоге остается хотя бы одна фигура. В большинстве случаев соревнование заканчивается вничью, ученик не чувствует себя ущемленным и в то же время получает много информации. Игра проходит быстро, и на первом уроке можно сыграть две-три партии. Естественно, тренер по шахматам должен исправлять ошибки ученика и направлять его действия.
На втором занятии происходит повторная игра с целью закрепления материала и развития полученных навыков. Понятно, что какая-то из пешек в итоге пройдет к противоположной последней горизонтали и превратится в слона, – значит, ученик познакомится с правилом превращения проходной пешки в более сильную фигуру, а также с функциями слона. Снова можно сыграть две-три партии.
На третьем или четвертом занятии, кроме пешек, в самом начале игры на свои места встают короли, и тренер разъясняет ученику их функции. Появляется дополнительный интерес, и игра идет на истребление фигур. С появлением короля ученик знакомится с понятием «шах». «Мат» – довольно сложное понятие для начинающего шахматиста.
На следующем занятии рядом с королем встает ферзь. Игра усложняется, и ученику иногда хочется поставить на шахматную доску все фигуры. В этом случае тренер должен решить вопрос в пользу дела: если предыдущий материал усвоен хорошо, то можно пойти навстречу, но если есть пробелы в знаниях или ученик ходит пешкой по диагонали, то следует мягко объяснить ситуацию и повременить с расстановкой всех фигур.
На очередном занятии на доске должны появиться ладьи. Их функции просты, и ученик быстро их усвоит, но при введении в игру коня тренеру следует набраться терпения: его ход наиболее сложный, и ученик, усвоив все виды передвижения фигур, еще примерно пять уроков будет постигать все тонкости поведения этой фигуры.
По нашим наблюдениям, шахматы для начинающих открывают свои секреты не сразу: требуется примерно 10–12 занятий, для того чтобы усвоить правила игры и начать передвигать шахматные фигуры в соответствии с их назначением. Это первый этап в ходе начального обучения.
В этот период ученик не замечает уступок тренера, так как он еще не втянулся в игру, и его жертвы фигур воспринимает как обычное явление в ходе игры, радуясь своим успехам.