Главная » Шашки в Нижнем Новгороде » Психология в шашках. Выпуск 1 (автор Федоров М. В.)

Психология в шашках. Выпуск 1 (автор Федоров М. В.)

29 февраля 2024 Нет комментариев Автор:

Сегодня поговорим о психологии. Статья будет, надеюсь, полезна для родителей и только во вторую очередь – для учащихся (хотя в шашечные примеры взяты фрагменты и из их партий).


Как обычно пишутся статьи или заметки о шашках? Рассказ о соревновании, добрые слова об участниках, итоги. Затем – самые интересные фрагменты или партии целиком, упущенные возможности (или наоборот – варианты за кадром, которые участники видели). Акцент на красоте, иногда – параллели-воспоминания о позициях (партиях), схожих по рисунку и/или приему.

Очень редко упоминается психологическая составляющая. Почему совершена ошибка?
1.Сбой ли это в логике расчёта (просмотр сильнейшего хода за соперника где-то в ветке расчёта)?
2.Или, может, некорректная аналогия (механический перенос плана или приёма из похожей позиции)? Сюда же можно отнести и многочисленные ошибки при игре «на глазок».
3.Или излишний авантюризм без примерного хотя бы расчёта (когда турнирная ситуация диктует влить в костёр ведро керосина)?
4.Или неправильно сработала интуиция при оценке позиции (не той, что на доске здесь и сейчас, а возникшей в расчёте)?
5.Или банальный просмотр (зевок).
Всякое бывает. Поспешность, которую часто винят, в отдельную причину не выделяю – это лишь катализатор, который может сопутствовать любой причине.

Природой ошибки может стать любая из перечисленных причин. Сегодня остановимся на ошибке в оценке позиции (п.4). Даже ещё Уже – на случае, когда верная оценка позиции не совпадает с оценкой, сделанной по отлаженным интуицией критериям (почему и стала ложной оценка, сделанная по привычным признакам).

Но сначала немного общих утверждений.

Игрок не рассчитывает в партии постоянно. Это и не нужно – не хватит ни времени, ни сил. На практике часть партии игрок исполняет известные варианты (это может быть не только в дебюте, но и в середине, и в окончании), ещё некоторое количество ходов (в общем случае – не подряд), объективно не ухудшающих позицию или вынужденных, делаются из общих соображений. Некоторые ходы обосновываются минимальным расчетом в 2-3 хода, который – секундное дело. Моментов, когда нужно погрузиться в далёкий расчёт, на самом деле немного. Если провести хронометраж партии, выяснится, что помногу времени на обдумывание хода спортсмен тратит 2-3, редко 4 раза в партии. Это – ключевые моменты. От них зависит генеральный план, либо правильное давление, либо чёткая реализация преимущества или уравнения. И здесь игрок тоже не может рассчитывать позицию бесконечно. Технически где-то расчёт приходится прервать и оценить возникающие по основным веткам позиции. По оценкам и будет сделан окончательный выбор – куда лучше «рулить».

Оценка позиции складывается из большой суммы факторов. Интуитивно сопоставляются «силы» и «слабости» своей позиции, позиции противника. Оценивается баланс этих плюсов и минусов.

Здесь кроется первый подводный риф. Плюсы и минусы позиции в шашках – не постоянная величина, их значимость («вес») меняется в широких пределах в зависимости от «рисунка» позиции,  стадии партии и даже с учетом расположения всех остальных сил (и своих, и чужих).

Именно поэтому истинная красота в шашках (а не примитивная красота комбинаций) доступна только спортсменам с большим опытом и высоким разрядом (в отличие от красоты в физических видах спорта). В этом, между прочим, одна из драм нашего вида. Даже в шахматах красота рельефнее и более доступна для массового зрителя.

Именно из-за непостоянства веса «сил» и «слабостей» точность в оценке повышается с ростом опыта. Более опытный игрок точнее и быстрее оценивает позицию, более эффективно отбрасывает «пустые» ветки вариантов, а значит – получает добавочное время на расчёт и рассчитает, где требуется, дальше. Опыт откладывает в подсознание (в интуицию) сотни похожих случаев, подсознание систематизирует их, запоминает полезные исключения, часто даже дальние аналогии, граничащие с байками и афоризмами.

На такой богатой основе игрок может по одному только виду позиции довольно точно спрогнозировать её диагноз. Шкала диагнозов довольно подробная, «внутри себя» игрок (пусть это белые) интуитивно делает мгновенное заключение, например, выбирая из таких:

1.(белые) должны выиграть;
2.(белые) на грани выигрыша, какая-то сумасшедшая ничья (за черных) возможна;
3.(у белых) устойчивое преимущество, надо будет искать пути наращивания;
4.(у белых), вероятно, лучше; (черным) играть надо более точно;
5.(у белых) чуть приятнее на вид;
6.примерно равная позиция.

И симметрично – в другую сторону – через преимущество черных к их безусловной победе:

7.(у белых) чуть хуже, нужна аккуратность;
8.(у белых) существенно хуже, требуется точный расчёт для уравнения;
9.(у белых) плохо, для ничьи нужно работать изо всех сил;
10. (у белых) безнадёжно, спасти может только чудо (т.е. ошибка партнёра).

На самом деле градаций оценки ещё больше и формулировки индивидуальны.

Казалось бы, ну а если всё дело только в точности оценки… Тогда игрок с огромным опытом может абсолютно всегда оценивать позицию правильно, и значит – не допустит проигрышных позиций? К тому же – опытный шашист за версту почует опасность и еще на дальних подступах (пока не критично) стабилизирует ситуацию, обеспечив гибкость в планах и пару упрощающих «форточек», через которые можно выскочить в случае чего. В общем, при желании сильный игрок сможет вообще никогда не проигрывать. Так, получается?

Тут кроется второй подводный риф. Нет, не так. При таком раскладе не ясно, почему мастера ошибаются и иногда проигрывают. Не часто, правда. Нюансов, отчего «не так», снова ровно пять.

Первый. Игра в русле исключительно безопасных позиций сопровождается их простотой. В таких позициях легко может разобраться и сделать ничью даже неискушённый соперник. Вот и приходится «обострять» – выводить игру в сложные (и потому труднопредсказуемые и опасные) построения. Главное – вытащить партнера в чисто поле. И заставить играть своей головой неудобные построения. Для этого нередко приходится даже сознательно идти на ухудшение своей позиции. Иногда случается перегнуть палку и в итоге проиграть. Сюда же следует отнести недооценку противника.

Второй. Принудительная жеребьевка дебюта может привести к ситуации, когда в начальной позиции с преимуществом одной из сторон один из игроков не только хорошо знаком с дебютом (лучше собеседника), но и играет первую партию сильным цветом. В этом случае защищающемуся не всегда удается вывезти этот груз точных ходов для уравнения в первой партии микроматча.

Третий (он родственный с первым). Необычные рисунки позиции или непривычные для именно этого игрока ломают его стереотипы: обычные аргументы для оценки теряют силу, кардинально влияет на стандартный диагноз тактика (жертвы), наступают интересные парадоксы: «две слабости лучше одной», «хорошо в статике, но плохо в динамике». Факторов таких на самом деле много. Как итог – дезориентированный шашист допускает ошибку в оценке такой «кривой» позиции.

Четвертый. Непоколебимая вера в абсолютность некоторых видов «слабостей». Игрок, например, не допускает мысли, что отсталая шашка может и не быть «минусом». Поэтому, когда вдруг выясняется, что вот эта вот отсталая – сейчас самая главная шашка на доске (бывает это, конечно, очень редко), наступает «когнитивный диссонанс», а вместе с ним и позднее прозрение, так как ничьи уже нет (см. последний шашечный пример). Точно так же иногда случается, что в позиции со связкой преимущество у связанной стороны (а вовсе не у связывающей). Или изолированная шашка в силу тонких причин неприступна, а потому вообще – форпост и причина преимущества или даже победы.

Пятый – диаметрально противоположный третьему. В самых рядовых рисунках самые обычные силы-слабости иногда не соответствуют своей традиционной цене. Под влиянием кажущегося (видимого) преимущества игрок упорно тратит время на поиск несуществующего усиления, а когда поймёт, что имеет дело с исключением, то на фоне разочарования снижается мотивация, а нехватка времени провоцирует на решающую ошибку.

Последний пласт позиций (из пятого пункта) можно назвать «обманчивые простые позиции». Из-за своей незамысловатости (внешней ясности) они легко могут ввести в заблуждение, и игрок долго не будет сомневаться в своей оценке (которая на деле ложна). Бдительность усыплена, игрок беспечно делает ходы «доигрывая». Решающая ошибка случается именно здесь.  Эти примеры, пожалуй, самые простые, их и проиллюстрируем несколькими фрагментами. Итак,

Обманчивые простые позиции

У. Малыгина (шк. 186) – А. Дубодина (лиц. 28)        15.02.2024 г.

Первенство Советского района среди школьных команд «Чудо-шашки»

Белые считают, что у них несколько лучше. Так и было бы, если  черная g5 стояла бы на h4, а f6, допустим, на e7. Был бы натуральный выигрыш.

1 ed2

Совершенно нормальный и даже напрашивающийся ход, но при этом неточность. Позиция равная и надо было сделать странный ход 1 ef2.
Тогда будет 1…dc5  2 ed4 = или 1…cb6  2 fg3 gh4  3 ed4 hf2  4 ge3 bc5 =
Проигрывают 1…fe5? и 1…gh4?

1…dc5 (то же после 1…cb6  2 cd4 bc5) 2 cd4 cd6  3 db6 ac7

4 gh2? проигрывает.
Произошло всё точно по психологической науке. Белые увидели, что ранее запланированное 4 ab4? невозможно: 4…cb6  5 ba5 fe5! издалека незамеченный манёвр 6 ac7 eg3  7 ce5 gf4  8 eg5 hd6 x с оппозицией. Разочарование и линейная логика испуга привели к ходу, который всё-таки сохраняет колонку d2, e3, f4. Но проверку последствий белые уже не сделали. А нужно бы, ведь теперь шашка h2 стала отсталой. Необходимо было 4 dc3, но и здесь чёрные уже диктуют 4…cb6  5 cd4 gh4  6 gf2 fe5!  7 df6 bc5 эта жертва не страшна, хотя и способна напугать. Кратчайшая ничья у белых такая: 8 fe7 df8  9 fe5 hg5 10 ab4 ca3  11 ed6 =

Партия продолжалась.
4…cb6  5 dc3 (5 ab4 ba5  6 dc3 fe5! и возникающие окончания все безнадежны) 5…ba5?
Черные выпускают победу. Возможно, они и не догадывались, что выигрыш уже есть. Для этого нужно заметить, что после 5…gh4! удара 6 fg5 hb4  7 aa7 нет из-за 7…fe5 и дамку ставить нельзя. Остается 6 ab4 bc5! (сразу 6…hg3? не выигрывает – 7 ed4 ge5  8 hg3 ~ 9 gh4 =) 7 ba5 hg3  8 ed4 cg9 hf4 ge3  10 ab6 ef2 x окончание безнадёжно.

6 cd4 dc5  7 db6 ac7  8 ab4 cb6
(проигрывало 8…gh4?  9 bc5 hg3  10 cd6 ce5  11 fd6 fe5  12 df4 ge5  13 ef4 eg3  14 hf4 x)
9 ba5 bc5  10 ed4 ge3  11 db6 и партия завершилась миром.

Следующая позиция возникла в тренировочной партии начинающих. Она показывает обманчивость оценки «на молекулярном уровне».  Позиция простейшая – у сторон всего по четыре шашки. У обеих сторон силы вполне по канонам растянуты по фронту – с этой стороны слабостей нет. Статическая оценка на стороне чёрных – у них центр. Это благополучие перевернётся построенной сейчас белыми колонкой.

1 fe3 cb4 (1…fe5?  2 ef4 x; 1…gh4?  2 ed4 ce3  3 df4 x)
2 ed4! ba3 (2…gh4?  3 de5 fd4  4 dc3 x; 2…gf4?  3 dc3 x)
3 hg3!  (на 3 de3 лучше всего как в основном варианте 3…ab4  4 hg3 bc3!)
3…ab4!

Очень плохое окончание возникает после
3…gh4  4 gf4 fg5 (4…ab4?  5 de3 fg5  6 fh6 hg3  7 hg7 gh2  8 gh8 x)
5 fh6 hg3  6 hg7 gf2  7 de5! fg1  8 ef6!
здесь ничья, похоже, достижима после 8…gf2!!
(8…gc5?  9 gh8 cd6  10 de3 db4  11 cd2! be1  12 fe7 и т.д.)

Далее основной вариант: 4 de3 (4 gh4 fe5 =+) 4…bc3! обязательная жертва 5 db2 fe5 =

Интересно, что если в позиции на диаграмме ход черных, то у них преимущество, а после 1…fe5  2 cb2? возникает проигрышная позиция из партии Федорова Н. – Лукьяненко Е., 09.12.2012 г., первенство области среди юниорок — ссылка.

Следующая позиция – на тему сломанного стереотипа. Ломать будем при переходе в окончание.

В. Жильцов – М. Щельцын  29.10.2023

Турнир памяти А.С. Белоусова          ход черных

В партии было 1…gf4 и партия после единственного 2 dc3 завершилась вничью. Было предложено попробовать 1…de5!. Здесь программа посоветовала 2 dc3 ef4  3 hg3 fh2  4 cb4 gf4  5 bc5 hg5  6 cb6 cd6  7 ba7 dc5 8 ab6 fg3  9 bd4 ge1  10 de5 и т.д. С железными мозгами спорить сложно, но к такому уравнению душа точно не лежит.
Человеческая версия начинается с хода 2 hg3. Можно и переработать позицию в учебную: переставить d2 на e1, а h2 на g3. Тогда после 1…de5 ничья будет единственной – и по человеческому варианту.

Итак, 1…de5!  2 hg3 gf4  3 gh2 hg5  4 dc3 ed4  5 ge5 db2

Какая из жертв для прорыва более правильная? (6 ab6 или 6 ed6).
Очень хочется отдать 6 ed6 – чёрные шашки уязвимо повисают и верится, что ничья там есть. Так вот. Всё наоборот.
Проигрывает 6 ed6? ce5  7 ab6 ef4!  8 bc7 ba1  9 cd8
(9 cb8 ad4!  10 bg3 dg1 с «переплетом»)
9…af6  10 da5 (на 10 dc7 опять 10…fd4!) 10…fd4
и, забирая простую, черные получают выигрышное окончание.

Верное вступление. 6 ab6 ca5  7 ed6 ba1
(главная защитная идея – атаковать белой дамкой с поля h6, поэтому черным медлить нельзя)
8 de7 gf4  9 ef8 hg3
(на нейтральные ходы типа 9…ah8 белые ответят тоже нейтрально – 10 fa3)
10 fh4 fe3  11 hg5!! обязательная переброска на h6 11…ed2  12 gh6 dc1

Вот ведь парадокс. Перебрось шашку h2 на h4 – эндшпиль проигран, белая дамка вытесняется с тройника и проводится третья черная дамка.
Переставь простую h6 на h4 – снова эндшпиль проигран по той же причине.
(Справка. Три дамки, владеющие большаком, выигрывают не только у одинокой дамки, но и если при ней есть бортовая простая, или две, и даже, как показывают новейшие исследования, три (большинство сочетаний))

А вот эта ситуация ничейна. Причем просто ничейна, вытеснить белую дамку с тройника невозможно, в критический момент всегда включается простая h2 с неминуемым разменом дамки. Например, 13 fa3 ce3 (13…ah8  14 hg3 =)  14 af8
(14 hg3? сейчас проигрывает, этот ход нужен только когда черная дамка на c1, а белая на a3)
14…ed4  15 fa3 ac3  16 af8 cb2  17 fa3 bc1  18 hg3 =

Следующая позиция уже встречалась в нашей рубрике «Анализируем вместе» — ссылка.

В.Купцов – В.Крюков   15.10.2022

Спартакиада ветеранов спорта Ниж. обл., соревнования по шашкам ход белых

Эта позиция настолько пресная, что черные, идя на неё, и не сомневались в её равности. Однако она проигрышна!
1 fg3! (исключая движение шашкой f8: 1…fe7  2 cd4, 3 ab4, 4 gf4 x)
1…bc7 (1…ba7  2 gf4 ab6  3 cb2 x)
2 cb2!!
(к сожалению, этот ход в партии не состоялся, было 2 gf4? cd6? (2…fe7 =)  3 cb2 x)
Вот этот 2 cb2!! – тот самый универсальный ход-красавец (но по канонам – ход-уродец), когда главной шашкой на доске становится висячая отсталая. Теперь из-за комбинаций проигрывает всё:
2…cd6  3 gf4 x
2…fe7  3 ab4! cc1  4 cb4! ac3  5 gf4 x
2…ab4  3 ca5 fg7  4 ab4 x

Заканчиваю небольшой экскурс в мир простых обманчивых позиций. Не случайно все они малофигурные (не более «пять на пять»). Я старался подобрать несложные позиции, интересные родителям (во всяком случае, продвинутым родителям – такие у нас есть). Шалость удалась).

К шашкам в полной мере применим убийственный шахматный афоризм Мозеса Мендельсона (1729 – 1786): «Для игры слишком много науки, для науки слишком много игры». Это, в самом деле, чуть ли не приговор. Потому что для роста несколько выше среднего уровня (где-то от уровня среднего кандидата в мастера) нужно решить вопросы: насколько важны шашки для тебя лично и чем ты ради них готов жертвовать?

Потому что дальше – область науки, а это значит аксиоматика, стройное здание теории, учебники, гипотезы и их опровержения, исследования, анализы, дискуссии. В общем, труд и труд. «Труд сделал из обезьяны человека, а лень сделала из обезьяны ленивца» (Моника Талмер)

Потому что дальше – ещё и область искусства, а это значит эстетика, эмоции, точность и оригинальность, цельные (идеальные) партии с постепенным переигрыванием, авторское право. «Прекрасное – это редкое» (братья Эдмон и Жюль де Гонкур).

Растущий спортсмен осознаёт, со сложным чувством, что чем больше он знает и умеет, тем еще большему ему придётся учиться. И конца этой дороге нет. «Потому что главное в жизни не вершины, а дорога» (Владимир Вигман).

Шашки могут занять в жизни главное место. Но это далеко не всегда правильно и хорошо. Может быть, даже плохо. «Если вы достигли совершенства в каком-нибудь деле, займитесь новым – это вернёт вас на землю». (Джордж Бернард Шоу)

При этом спортивный рост гарантировать нельзя, а время, силы и нервы неизбежно будут расходоваться. Со временем встанет вопрос – не обкрадывает ли человек себя через исключение из своей жизни других важных составляющих?

«Ну вот, ты пробил головой стену. Что ты будешь делать в соседней камере?» (Станислав Ежи Лец).

В любом случае шашки можно и должно рассматривать как способ воспитания. Ведь кроме логики, памяти, внимательности оттачиваются черты характера. Шашки выступают как школа жизни, где нужно проявлять планирование, расчёт, упорство, гибкость, находчивость, терпение, находить нестандарты и всё это в условиях стресса и ограниченного времени.

А человек, который окунулся в мир  высших  шашек, конечно, прикоснулся к прекрасному…

Позволю себе анонсировать следующий выпуск Психологии в шашках.

Есть позиции, в которых ни одна программа никогда (сколько времени не предоставляй ей на анализ) не обнаружит сильнейший ход (то есть не оценит его как сильнейший). Уточнение: сильнейший с точки зрения игрока-человека, то есть дающий максимальные шансы на выигрыш при игре также с человеком.

Я заинтриговал? Очень хорошо. Ждем следующий выпуск.

Федоров М.В.

Оставить комментарий

Вы должны зарегистрироваться для комментирования этой записи.

Решаем вместе
Есть вопрос?