Правила игры в шахматы
Шахматы — интересная настольная игра-стратегия. Для того, чтобы успешно в нее играть нужно логически мыслить, уметь просчитывать собственные ходы и ходы противника на несколько шагов вперед и, конечно, знать правила. Именно о правилах игры в шахматы посвящен этот раздел. Ну, чтож начнем…
Основные понятия
Для игры в шахматы используется особое поле (шахматное) и специальные фигуры (шахматы). Суть игры состоит в том, что на шахматном поле идет сражение 2-х армий, состоящих из шахматных фигур. Одна армия — черная, другая — белая. Обе армии, как парные фигуры в них полностью равноправны (черная пешка может тоже самое, что и белая и наоборот). В каждой армии по 16 фигур. Обычно в шахматы играют вдвоем, один игрок белыми фигурами, второй черными. Каждая отдельная игра называется шахматной партией. В самом начале игры у каждого игрока по 16 фигур: король, ферзь, 2 коня, 2 слона и 8 пешек.
Что такое ход
Ход — перемещение фигуры с одного поля на другое (поле может быть пустым или занятым фигурой противника). Если поле занято фигурой противника, то перемещение на её место называется взятием. Фигуры не могут перескакивать поля, кроме рокировки, когда изменяется положение короля и ладьи.
Как ходит король
Король — самая главная фигура. Он может побить любую фигуру противника, кроме короля. Ходить король может в любых направлениях. Существуют поля, на которые король не имеет право ходить, так как эти поля атакуются (контролируются) фигурами противника. Не может король и взять фигуру соперника, которая защищена другой фигурой противника. Также король не может встать рядом с королем противника. Но король не вступает в бой, пока есть возможность сражаться другими фигурами. Если короля побили, то партия считается законченной.
Как ходит пешка
Пешка ходит только вперед, она не может ходить назад или по горизонтали. В самом начале игры пешка может передвинуться на 1 или 2 клетки вперед, как пожелает игрок. После первого хода пешка может передвигаться только на 1 клетку вперед за 1 ход. Бить фигуры противника пешка может по диагонали вправо и влево. У пешки есть интересная особенность — если она доходит до последней горизонтали (8-я для белых пешек и 1-я для черных), она может превратиться в любую другую фигуру, кроме короля. Это правило называется правилом превращения.
Как ходит конь
Конь — самая прыткая фигура на доске. Он единственный может перепрыгивать через другие фигуры. Траектория движения коня — 2 клетки вперед и одна клетка влево или вправо — получается буква Г. Такой способ передвижения дает коню возможность бить в любую сторону.
Как ходит слон
Слон — сильная фигура, которая может быть далеко и серьезно. Ходит слон по диагонали в любом направлении и на любое количество клеток. Удар слон наносит по такой же траектории. Перепрыгивать через фигуры слон не может (ни через свои, ни черех фигуры противника), и если на его пути есть другие фигуры, то движение его будет ограничено.
Как ходит ладья
Ладья — тяжелая и сильная фигура, но не очень маневренная и прямолинейная. Ходить и наносить удары ладья может только по прямой, но зато на любые расстояния и во все стороны. Перепрыгивать через другие фигуры ладья не может. Если на её пути стоят другие фигуры, то подвижность ладьи оказывается ограниченной. Наиболее полезна ладья, когда вертикали максимально открыты, и она может пройти на любое расстояние без препятствий.
Как ходит ферзь
Ферзь -самая сильная фигура в шахматах. Ферзь может ходить во все стороны по диагонали и вертикали на любые расстояния. Ферзь очень нужен в любой партии, он прекрасно защищает и очень хорошо нападает. Единственное за чем нужно следить — защита ферзя. Иногда ферзя называют королевой, но правильное название этой фигуры — ферзь.