Шахматная терминология
Белые — игрок, играющий белыми фигурами.
Взятие — если игрок при своём ходе хочет поставить свою фигуру на поле, занятое фигурой противника, он может это сделать, лишь взяв (сняв) неприятельскую фигуру.
Взятие на проходе — правило, позволяющее черной пешке стоящей на 4 линии (белой на 6) взять белую (черную) пешку, сделавшую ход из начального положения на 2 клетки вперед на соседней вертикали.
Гроссмейстер — высшее шахматное звание.
Дебют (начало) — первая, начальная стадия шахматной партии, когда игроки стремятся развить свои фигуры и получить активную позицию.
Диаграмма — схематическое наглядное изображение шахматной позиции в книгах, журналах и газетах.
Жертва — если игрок умышленно уступает противнику пешку или фигуру или сознательно меняет более ценную фигуру на менее ценную, то говорят о жертве. Жертвуют пешку, коня, слона, качество и т. д. Жертва может быть корректной (обоснованной) и некорректной (необоснованной). Если жертва обоснована, то игрок получает за пожертвованный материал определённую компенсацию (возмещение, вознаграждение): либо компенсацию материальную (выигрыш более ценной фигуры противника), либо компенсацию позиционную (получение лучшей позиции по сравнению с той, которая была до жертвы). Противник может принять или не принять (отклонить) жертву.
Защитить — если игрок нападает на какую-либо фигуру противника, то последний может сделать защищающий ход, после которого взятие атакованной фигуры становится невыгодным. Например, после 1. е4 е5 белые ходом 2. Кf3 напали на пешку е5, чёрные сыграли 2 … Кс6, защищая пешку. Белым уже невыгодно брать пешку 3. К:е5, поскольку чёрные могут ответить 3. … К:е5, и белые потеряют коня.
Качество — если игрок берёт ладью, отдавая при этом коня или слона (лёгкую фигуру), то он выигрывает качество. Его противник в этом случае теряет качество.
Комбинация — несколько связанных единым замыслом неожиданных ходов, которые обычно приводят или к матовой ситуации, или к резкому изменению в оценке позиции. Часто комбинация бывает сопряжена с жертвой одной или нескольких фигур.
Мат — положение, когда король находится под шахом, от которого нет защиты. Слово «мат» заимствовано из арабского языка и означает «мёртвый». При мате король, как бы «умирает», что означает конец партии.
Мат спёртый — особый вид мата, при котором король не может сдвинуться с места из-за того, что зажат собственными фигурами.
Материальное преимущество — в начальной позиции у обоих игроков одинаковое количество фигур, то есть наблюдается материальное равенство. Если одному из игроков удаётся выиграть фигуру противника, не потеряв своей фигуры, или разменять свою фигуру на более ценную фигуру противника, то он получает материальное преимущество (превосходство).
Нападение — если игрок делает ход с угрозой следующим ходом взять какую-либо фигуру противника, то говорят, что он напал на эту фигуру.
Ничья — исход партии, при котором никто из игроков не выигрывает и не проигрывает.
Нотация — обозначение отдельных полей на шахматной доске и порядок записи ходов.
Отступить — когда атакованная фигура оставляет поле, на котором она подверглась нападению, то говорят, что она отступила.
Очко — в шахматных соревнованиях (турнирах, матчах) за каждую выигранную партию игрок получает одно очко, за проигранную партию не присуждается ни одного очка (ставится ноль — 0). При ничейном исходе оба игрока получают по пол-очка.
Партия — шахматный поединок между двумя игроками или группами игроков, в котором одна сторона играет белыми фигурами, другая — чёрными.
Пат — особое положение, иногда возникающее на доске, при котором игрок не может сделать очередной ход, соответствующий правилам, и его король не находится под шахом. В случае возникновения пата партия заканчивается вничью.
Перевес в развитии — если одному из игроков в начале партии удаётся вывести на активные позиции больше фигур, чем противнику, то он получает перевес в развитии.
Позиция — расположение фигур на шахматной доске.
Поле — одна из клеток на шахматной доске. Поля могут быть белые и чёрные.
Превращение пешки — пешка, которая достигла последней линии, по правилам превращается в любую фигуру своего цвета, кроме короля.
Развитие — быстрейшее введение фигур в игру с целью организации наступления на позицию противника.
Рокировка — одновременный ход королём и ладьёй, при котором ладья продвигается к королю, а король ставится рядом по другую её сторону.
Связка — особая ситуация, при которой ограничивается подвижность какой-либо фигуры противника. Связанной фигурой невозможно или невыгодно сделать ход, так как в этом случае более ценная фигура или король попадает под удар фигуры противника.
Сдаться — например, в выражении «белые сдались». Если игрок сознаёт, что его позиция безнадёжна и дальнейшее сопротивление бесполезно, он сдаётся (признаёт себя побеждённым).
«Тронул — ходи» — одно из важнейших спортивных правил в шахматах. Если игрок прикоснулся рукой к своей фигуре и при этом не сказал «поправляю», он обязан сделать ход этой фигурой, если по правилам такой ход возможен. Если игрок прикинулся к фигуре противника, он обязан взять его фигуру, если взятие возможно.
Турнир — соревнование, в котором участвуют несколько шахматистов.
Угроза — когда игрок делает ход, намереваясь осуществить нечто такое, что имело бы неприятные последствия для противника, то говорят, что он угрожает. Если противник не заметил угрозы, то говорят, что он допустил просмотр; если же он воспрепятствовал угрозе, то говорят, что он защитился (сделал защищающий ход). См. также нападение.
Фигура — в более точном смысле фигурами принято считать только короля, ферзя, ладью, слона и коня; пешки фигурами не являются. Иногда в более общем смысле под фигурами подразумеваются и пешки.
Ход — очередное перемещение игроком фигуры с одного поля на другое в соответствии с правилами.
Чемпион мира — сильнейший шахматист земного шара.
Черные — игрок, играющий партию чёрными фигурами.
Шах — прямое нападение какой-либо фигурой или пешкой на короля противника.
Шахматная доска — квадрат, разделённый на 64 чередующиеся друг с другом чёрные и белые клетки, на котором разыгрывается шахматная партия.