Главная » Уроки шашек » Составные части шашечной комбинации

Составные части шашечной комбинации

Осуществляя комбинацию, вы сначала ряд своих шашек отдаете (жертвуя или разменивая), а потом производите завершающий удар. Жертвы и размены, необходимые для подготовки завершающего удара, называются механизмом комбинации, а сам удар — ее идеей.


Играя в этой позиции белыми, вы обнаружите в лагере черных два комбинационных мотива — решето и шашки возле открытых дамочных полей. Это побудит вас искать комбинацию. Как следует вести поиск? Сперва лучше наметить идею, а затем подбирать механизм. Обещающими идеями выглядят удар шашкой e1 и удар шашкой h4 (если избавиться от простой g5). Однако при обдумывании вы убедитесь, что эти идеи неосуществимы: к ним не находится механизма. Итак, мотивы налицо, — а выполнимой идеи не видно… Бросить поиск? Нет, рано! В подобных случаях испробуйте вот что: мысленно отдайте одну-две шашки и смотрите, нет ли в создающейся позиции новой идеи. Отдав (в уме) 1.g5-f6 и побив (опять-таки в уме) 1… g7:е5, увидите еще идею — удар шашкой f2! Пробуете подобрать механизм. Хорошо бы, пропустив черную простую аЗ в дамки, заставить ее потом остановиться на еЗ.. , «Стоп! Ведь это можно сделать! — приходит вам в голову. — Надо черную простую f8 «притянуть» на f4, где она явится для своей дамки как бы закрывающим путь шлагбаумом!» Теперь все сошлось, и вы продолжаете игру уже не мысленно, а на доске: 1. g5-f6 g7:е5 2.h6-g7! f8:h6 3. h4-g5 h6:f4 4.c1-b2 a3:c1 5.e1-d2 c1:e3 6.f2:d2 (не дальше — турецкий удар) X. Эту комбинацию провел один из сильнейших довоенных шашистов — С.Натов.


Разумеется, что для осуществления одинаковых идей могут требоваться неодинаковые механизмы. Возьмем следующие две позиции. В них, как и в первой, идея комбинации — удар шашкой f2 на d8. Сравните механизмы этих трёх комбинаций.


1.h4-g5! f6:h4
2. a3-b4 a5:e5
3.f2:a5 X.
1.e5-f6! g7:g3
2.c3-b4 a5:e5
3.e3-f4 g5:e3
4. f2:а5 X.

Бывают позиции, где и идея, и механизм так скрыты, что обнаружить их неопытным глазом трудно. Как же «сделать свой глаз опытным»? Нужно больше разбирать публикуемые комбинации и этим развивать комбинационное зрение, то есть развивать умение «видеть» шашки на тех полях, где их пока нет, и «не замечать» шашек, стоящих там, откуда их сметет комбинационный вихрь. Такое умение необходимо для успешного поиска и расчета комбинаций. И, конечно, очень полезно просматривать и решать комбинации, сгруппированные — одни по сходству идей, а другие — механизмов.


Во всех представленных тут примерах идеей является удар с f2. Постарайтесь его найти, не передвигая шашек на доске.